«Основные правила при проведении
дальних прогулок для детей с РАС»
Покидая пределы квартиры, ребенок с РАС оказывается «на враждебной
территории», необходимо помочь ему:
■ шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт;
■ постепенно обживать новые участки пространства;
■ в общении с другими детьми; ■ научиться выбирать в магазине продукты;
■ осваивать новые маршруты, разнообразить их.
Гуляя на улице, описывайте все, что видите по дороге, причем делайте это
многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание. Если ваш малыш достаточно подрос, отправляйтесь с ним на почту, в аптеку, кинотеатр. Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Может возникать острая реакция - плачь, метание с криками просьбой вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоится. Не укоряйте ребенка за такое его поведение, чтобы не укрепить возникший страх. Действуйте по ситуации: остановитесь, поглядите по сторонам, поговорите, а затем продолжите дальше путь или вернитесь домой.
Основные правила при проведении дальних прогулок:
1. осваивайте пространство постепенно;
2. готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет;
3. места для посещения выбирайте осторожно, для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей;
4. посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые, поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке;
5. действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по разному: так в любой момент он захочет уединиться - найдите такое место, где можно передохнуть, а если ребенок захочет вернуться домой - не противьтесь, избегайте давления, иначе в следующий раз будет сопротивляться отправиться в путешествие;
6. дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру.
Правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнуть лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.
Воспитатель Белостоцкая Г.Н.
Как написать социальную историю о дне рождения?
Социальные истории описывают событие или ситуацию, в том числе, объясняют обстоятельства, точку зрения других людей и то, какое поведение ожидается от ребенка. Наиболее эффективны самые индивидуальные социальные истории. Обычно они пишутся от первого лица, с точки зрения самого ребенка. Очень часто история дополняется изображениями или фотографиями реальных людей, которые будут участвовать в событии.
Социальные истории могут быть очень полезны для того, чтобы помочь ребенку с аутизмом подготовиться к нестандартной ситуации, например, к вечеринке в честь его дня рождения. После написания социальную историю нужно зачитывать ребенку каждый день – столько раз, сколько нужно, чтобы он полностью понял все, что его ожидает.
Если Вашему ребенку предстоит праздник в честь дня рождения или по другому поводу, подумайте о том, чтобы написать свою собственную социальную историю. Используйте пиктограммы, фотографии из Интернета или фотографии со дня рождения в прошлом году.
Идеи для социальной истории про день рождения:
Опишите, что будет происходить до праздника. (Например, ребенку нужно будет надеть праздничную одежду? Вы будете делать уборку дома, может быть, уберете его игрушки? Или вы поедете к месту проведения праздника? На каком транспорте и как долго займет поездка?)
Опишите место, где будет проходить праздник. (Если ребенок уже был там, во время праздника будут отличия? Например, там будут украшения или запрет куда-то идти?).
Опишите порядок событий во время праздника. Лучше всего запланировать какое-нибудь очень простое занятие, пока вы ждете, когда соберутся все гости, и у вас должен быть конкретный план на весь праздник. Желательно подготовить визуальное расписание, которое соответствует этапам, описанным в истории.
Если во время вечеринки будет праздничный стол или торт, опишите, когда именно это произойдет, и чего можно ожидать. Будут ли все петь «С днем рождения» или другую песню? Будет ли ребенок задувать свечи? Так же подготовьте ребенка к тому, что в этот момент другие люди могут аплодировать.
Опишите, какого поведения Вы ожидаете от ребенка. Например: «Я буду играть по очереди с другими детьми» или «Это ничего, если я не выиграю».
Если ребенок будет открывать подарки на празднике (иногда лучше полностью этого избежать, даже с нормотипично развивающимися детьми), то убедитесь, что ребенок готов открыть подарок, который ему не понравится, и говорить всем «спасибо». Дайте ребенку понять, что другие дети могут захотеть посмотреть его подарки, и это нормально.
Опишите, что ребенок может сделать, если он почувствует перегрузку. Например: «Я скажу моей маме, что мне нужен перерыв, и пойду в (заранее определенное место для разгрузки)».
Упомяните, если в месте праздника могут быть звуки, предметы или другие факторы, которые обычно пугают ребенка. Например, некоторые дети боятся воздушных шариков, так как их пугает звук, если они лопаются.
Весёлого праздника!
Воспитатель Булова Г.И.
«Микроклимат в семье и воспитании ребенка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях»
Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. И это вполне нормальное явление. Убеждение, что в благополучной семье нет места размолвкам и ссорам - ошибочно, потому что семья - это активная система, которая состоит из индивидуальностей, поэтому возникновение конфликтов между ними неизбежно. С помощью ссор люди решают проблемы семьи и, если выяснение отношений не заключается в личных нападках, вполне вероятно конструктивное решение проблем, снятие психологического напряжения, поддержка друг друга, а также стабилизация внутрисемейных отношений.
К сожалению, при возникновении конфликтов внутри семьи больше всех страдают именно дети. Они ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для маленьких детей внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.
Любые конфликты, которые возникают в семье между супругами на глазах у ребёнка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний.
Решать, кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью-либо сторону - ситуация поистине драматическая! С опытом ребёнка, с его ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах - непосильное психическое бремя. Вот почему дружелюбные, спокойные взаимоотношения в семье - обязательное условие нормального развития личности ребёнка.
Отрицательный опыт конфликтной семьи достаточно многоплановый. Вот только некоторые аспекты выражения негативного опыта конфликтной семейной обстановки для формирующегося сознания ребенка:
- Общая нервозность при развитии ребенка в противоречивых условиях взаимоотношений матери и отца.
- Нарушение духовного равновесия в семье ведет к психологической патологии у развивающегося ребенка.
- Увеличивается риск бесконтрольного поведения ребенка, так как для ребенка падает родительский авторитет.
- Ребенком хуже усваиваются моральные и общекультурные ценности.
- Повышается вероятность формирования негативного чувства по отношению к тому или иному полу, в зависимости от симпатий ребенка к одному из родителей.
Конфликтные отношения в семье, недовольство родителей самими собой – всё это отражается на ребёнке, так или иначе нанося ему психические травмы, которые, безусловно, скажутся на его характере. У ребёнка может возникнуть ощущение отчуждённости, отвергнутости, неприкаянности, заброшенности.
Это в человеческой природе – бывать в плохом настроении, иметь в семье различные (иногда конфликтующие) точки зрения, испытывать неуместный гнев. И, в сущности, невозможно жить, все время, помня о том, что дети анализируют каждое наше движение. Что важно, так это после ссоры в присутствии детей извиниться друг перед другом и помириться в их же присутствии, давая им, таким образом, пример, как надо выходить из конфликта. Не случайные ссоры, а общая модель поведения супругов больше всего влияет на детей.
Что делать, если ребенок стал свидетелем конфликта между родителями?
- Старайтесь «сдерживаться» в присутствии детей. Сдерживайте желание обзывать мужа/жену, оскорблять, если не хотите, чтобы дети потом это повторяли. Чтобы этого добиться, нужна практика – и в плохой день это иногда просто невозможно! Но попытаться стоит!
- Покажите, что вы себя уважаете, поэтому говорите спокойно, но уверенно в момент ссоры.
- Не забудьте сказать вашим детям, что конфликт, при котором они присутствовали, исчерпан. Неразрешенные конфликты могут весьма травмировать психику детей.
- Подумайте дважды, прежде чем отрицать, что что-то не в порядке, если вас об этом спрашивает ребенок. Дети часто чувствуют «напряжение в воздухе», даже если им говорят, что все в порядке. Некоторые родители с самыми благими намерениями стараются «прятать» от детей все конфликты, чтобы не травмировать их. Однако это может лишить детей возможности наблюдать, как развиваются отношения, и учиться тому, что все должны участвовать в решении проблем. У многих детей чувство своей безопасности рождается из знания, что родители сумеют решить все проблемы, даже если они и не всегда согласны с этим решением.
- Старайтесь, чтобы ваши объяснения были простыми. Дети могут считать себя виноватыми в том, что вы сердитесь, если истинную причину вашего гнева вы не объяснили им.
- Говорите своим детям, что любые чувства имеют право на существование (но добавьте, что это не означает, что любое поведение имеет такое право). Затем покажите им, что вы имеете в виду, поощряя их выразить собственные чувства. Пусть ваши дети слышат, что у вас был напряженный день. Пусть они видят, как вы успокаиваете мужа после трудного рабочего дня. Дети должны понять, что дом - это безопасное место и что плохие чувства бывают у всех.
Хотя время от времени ссоры в присутствии детей обязательно происходят, и это не очень хорошо, но, с другой стороны, такие ссоры дают детям возможность увидеть, что даже когда гнев и обида открыто проявляются, семья может решить проблемы и восстановить чувство любви.
Х.В.Пинковская
Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Игра "Прокати шарик"
Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке.
Оборудование: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.
Ход игры : взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба, обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия взрослого
Игра "Выбей шарик"
Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять задания, подражая взрослому.
Оборудование: игрушка лоток с цветными шариками и молоточком.
Ход игры : взрослый показывает ребенку игрушку, ударяет молотком по шарику, при этом обращает внимание ребенка на выкатывающийся из отверстия шарик. Побуждает ребенка к самостоятельным действия
Игра "Посадим грибы"
Цель: формировать соотносящие действия.
Оборудование: основа – полянка со штырьками, грибы.
Ход игры : взрослый показывает ребенку полянку и грибы, говорит: «Давай их посадим». Ребенок повторяет это действие по подражанию. Если он затрудняется, используются совместные действия.
• Сенсорная коробка - емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.
• Тематически сенсорные коробки могут быть самыми разнообразными, Например, наполненная землей песочница с грузовиками – про транспорт и строительство, лед с белыми медведями – Антарктида, свежая трава и животные – ферма, цветы и бабочки с божьими коровками – насекомые. Это игрушка универсальная, которая дает возможность детям экспериментировать
Игра "Что в коробочке?"
Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать согласованность действий обеих рук.
Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы, логомаракас, логопуговицы)
1 вариант
Ход игры : Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробку, достать игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком. Аналогично проходит игра со второй коробкой.
2 вариант
Ход игры : Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой".
3 вариант
Ход игры:
Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и в первом варианте.
Учитель-дефектолог Хомец В.Н.
Значение сюжетно-ролевой игры в освоении «социальной роли»
Во все времена игра для ребёнка была ведущим видом деятельности. Практически все, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой. Исследователи отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании социального поведения, освоения «социальных ролей», самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности. Они позволяют в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, там, где ему хочется быть, он – участник интересных и привлекательных событий.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности ребёнка, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми и др., что отражается на его общем развитии, общении со взрослыми и сверстниками.
Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Для удачной игры необходимо соблюдать следующие условия:
1. При выборе темы всем вместе договариваться о будущей игре. Пусть каждый предложит тему игры. Из всех предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то из детей не соглашается с остальными ребятами, надо объяснять ему, что нужно согласиться, иначе игра не получится. В следующий раз, возможно, будет принято именно его предложение как наиболее интересное.
2. При распределении ролей следует помнить, что главные роли выполняются по очереди. Пользоваться считалкой при распределении ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить, чтобы очерёдность не нарушалась. Быть доброжелательным при выборе товарища на роль, которая нравится тебе. Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает правило, поступает нечестно, объяснять ему, что нужно играть по очереди.
3. При обсуждении хода игры (сюжета) следует внимательно выслушивать всех участников. Принимать наиболее интересное предложение. Если кто-либо из детей не соглашается с остальными и настаивает на своём предложении, объяснить ему правило выбора сюжета.
4. Воспитывать умение самостоятельно решать конфликты. Дети должны быть справедливыми в игре, соблюдать её правила. Если произошла ссора, нужно выяснить, кто нарушил правило, и предложить ему уступить в споре, потому что он не прав.
5. В ситуации нарушения обще социальных норм поведения, надо обратить внимание на необходимость соблюдения всех правил. Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.
Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра учит нас:
- говорить с ребёнком на его языке;
- преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
- любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем научить детей:
- смотреть на себя со стороны глазами других людей;
- предвидеть стратегию ролевого поведения;
- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:
- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
- доверять друг другу.
Учитель Лесковская Т.В..
Памятка для родителей
«Роль семьи в развитии речи детей?»
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
В чем причины речевых недостатков ребенка?
Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Рассеянные, невнимательные дети совершают ошибки в звуко и словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен им легко действовать.
Потому так необходимо заниматься с ребёнком дома. Это закрепит работу логопеда и ускорит процесс исправления неправильного звукопроизношения.
Восприятие родителями недостатков правильного произношения у своих детей
1)Должен быть создан благоприятный психологический климат в семье , который включает:
-адекватное отношение к речевому нарушению ребенка со стороны родителей;
-установление оптимального стиля общения с ребенком;
-установление эмоционального контакта с ребенком;
-создание психологически спокойной обстановки в семье и др.
Как развивать речь ребенка?
1.В разговорах с ребенком не отвечать сразу же на вопрос ребенка к Вам, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.
2.С детьми, которые «не хотят» говорить и вместо речи используют жесты, использовать прием «непонимания ребенка» в проблемной жизненной провоцирующей ситуации.
3.Используйте обычное общение дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми, игр с ними. Вы будете развивать речь ребенка по ходу обычных дел семьи.
4.Если Вы хотите, чтобы речь малыша была выразительной, красивой, образной, понятной, логичной, то такой должна быть и Ваша речь.
5.Комментируйте ребенку, что и как Вы делаете, что Вы видите, начиная с первых дней его жизни. Называйте предметы, детали, свойства и качества, действия, признаки.
6.Разговаривая с ребенком и обучая их, развивая речь, не старайтесь сообщать им готовые знания для запоминания. Старайтесь сделать так, чтобы эти знания были открыты самим ребенком!
Правила красивой речи взрослых
1.Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук.
2.Не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
3.Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», не «заплотишь», а «заплатишь».
4. Нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «балов`аться», а не «б`аловаться», «свёкла» а не «свекл`а».
5.Четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение.
6. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.
Подготовила учитель-дефектолог Евлаш Т.И.