«Игры с песком»
«Что же спрятано в песке?»
Взрослый говорит: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигурки».
«Я пеку, пеку»
Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками.
«Угадай на ощупь»
Ребенок отворачивается, а взрослый в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
«Необыкновенные следы на песке»
В начале игры появляется Песочная Фея, которая здоровается с детьми и просит их поздороваться с песком, намочить его. «В нашем песочном царстве появились гости». Взрослый показывает, как «идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; как «прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях; как «ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях); как «бегут жучки – паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»); «кроказябла» - дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (для старших дошкольников). Показ следов каждого животного можно сопровождать соответствующим стихотворением.
«Узоры на песке»
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников».
«Зарывание секретиков»
Ребенку предлагается взять корзину или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5-6 предметов. Затем ребенок приглашается к песочнице и ему предлагается «по секрету» закопать, спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие «секретики» закрыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопов по открывающимся частям ребенок может догадаться, что там спрятано.
«Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
«Песочные строители»
Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
«Песочный дождик»
Ребенок медленно / быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Сенсорные игры, как средство развития зрительного восприятия у учащихся с расстройством аутистического спектра
Сенсорными условно называют игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения.
Формирование представлений о сенсорных эталонах у учащихся класса с РАС – сложный и длительный процесс, так как их усвоение основано на умении выделять свойства различных предметов в самых разных ситуациях. Большое значение отводится предметно-практической деятельности, усвоению сенсомоторных действий, так как, чтобы полноценно познакомиться с предметом, его нужно трогать руками, сжимать, гладить, катать, нюхать и многое другое.
Развитию зрительного восприятия у школьников с РАС способствует использование на занятиях специально подобранных игр и игровых упражнений. Ниже примеры некоторых из них:
Игра «Катится-не катится». Поставьте перед ребенком желобок (дощечку) и предложите поиграть. Возьмите шарик, положите на верхнюю часть желобка и опустите его. «Смотри, катится!». Предложите ребенку выполнить действие самостоятельно (при необходимости с вашей помощью). Выполните аналогичные действия с кубиком, и также, предложите их выполнить ребенку. «Посмотри, не катится».
Игра «Сортировка». Рассыпьте кубики и шарики на полу. Возьмите две ёмкости (корзинки, контейнера, коробки). Покажите ребенку, что в одну ёмкость надо складывать кубики, а в другую – шарики.
Игра «Раздадим игрушки». Рассадите в разных местах комнаты любимые игрушки детей: куклу, мишку. А потом давайте словесные команды: «Дай шарик Маше!», «Дай кубик мишке!».
Игра «Построй башню из кубиков». На столе разложите кубики и шарики. Предложите ребенку поставить кубик на кубик, построить высокую башню.
Игра «Что в мешочке?». Продемонстрируйте ребенку волшебный мешочек. Объясните, что волшебный он потому, что в нем лежат разные предметы, но увидеть их нельзя: можно лишь на ощупь определить, что в нем лежит. Предложите ребенку опустить руку в мешочек, не глядя в него. Нащупав какой-либо предмет, не вынимая руку из мешка, определить кубик это или шарик.
Игра «Прокати шар в ворота». На полу стоят ворота. Обратите внимание школьников на том, что в них нужно катить шарик. Дайте ребенку шар, пусть катит в ворота.
Игра «Сбей кегли». На полу расставлены кегли. Предложите учащимся взять предмет, который катится, и сбить кегли.
Игра «Отыщи». В большую емкость насыпьте любой сыпучий материал и закопайте там несколько шариков и кубиков. Пусть ребенок перебирает пальчиками и ищет «клад».
Купрацевич В.В.
«Формирование слоговой структуры слова у младших дошкольников»
Формирование слоговой структуры слова начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма.
- Играем с ребёнком в неречевые игры:
Упражнение 1. Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показано пальцев.
Упражнение 2. Предложите ребёнку повторить ритмический рисунок (сначала простой, затем более сложный) за взрослым. Ритм может отстукиваться или отхлопываться. При воспроизведении ритма можно использовать музыкальные инструменты.
Упражнение 3. Маршировка, бег, выполнение простых движений под музыку различного темпа.
- Учите ребёнка на слух различать длинные и короткие слова.
Упражнение 1. Назовите два слова (мак, малина) и предложите ребёнку определить, какое из этих слов длиннее (звучит дольше), а какое короче (звучит меньше). Затем показать
Упражнение 2. Предложите ребёнку сравнить слова «карандаш» и «карандашик». Определить какое из этих слов короче и почему.
Упражнение 3. Предложите ребёнку показать длинную полоску, когда он услышит длинное слово (машина, учительница, библиотекарь) и короткую полоску, когда услышит короткое слово (кит, дыня, ком).
- Развивайте у ребёнка чувство ритма – это в дальнейшем благоприятно отразится на способности правильно делить слова на слоги.
Упражнение 1. Предложите ребёнку прохлопать ритмический рисунок слова (хлопок на каждый слог слова). Сначала предлагаются односложные слова (кот, дом), затем двух- и трёхсложные (ры-ба, сте-на, мыш-ка, у-ли-ца, ру-баш-ка).
Упражнение 2. Предложите ребёнку произнести слово «от лица робота». Слово произносится по слогам (ра-бо-та), и на каждый слог выполняется движение, имитирующее робота. Движения должны совпадать с моментом произнесения очередного слога.
- Обучайте ребёнка правильному произношению и делению слов на слоги сначала двусложных (ва-та, мы-ло), потом трёхсложных(са-по-ги, ко-ло-бок, ши-пов-ник), четырёхсложных(ви-та-ми-ны) и многосложных слов (необходимо проговаривать многосложные слова типа ми-ли-ци-о-нер, ав-то-мо-би-лист по слогам).
Упражнение 1. «Прошагай слово» На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию.
- Предложите ребёнку отражённо, а затем и самостоятельно назвать слоги, слова различной слоговой структуры (используйте красочный дидактический материал).
Упражнение 1. «Поднимись по лесенке» Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной (или нарисованной) лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.
Упражнение 2. «Магазин» Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У ведущего (взрослого) на столе разложены картинки с изображением товаров или предметы. Ребёнок «покупает» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».
(Например: Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко…
Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…
Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино… )
- Развивайте умение ребёнка производить звуковой анализ и синтез (игры «Выдели первый звук в слове», «Назови последний звук в слове», «Эхо», «Угадай начало слова»); учите ребёнка подбирать слова с заданным количеством слогов.
- Расширяйте словарный запас ребёнка
Упражнение 1. Обогащайте словарь ребёнка по лексическим темам: «Овощи», «Одежда», «Транспорт», «Профессии» и др.
Упражнение 2. Поиграйте с ребёнком в игру «Скажи наоборот». Взрослый называет слово (например: злой), а ребёнок подбирает слово противоположное по значению (добрый).
Упражнение 3. Объясняйте ребёнку значение новых, непонятных для него слов и выражений. Отождествляйте незнакомые понятия с какими-либо уже знакомыми ребёнку словами или явлениями.
Рекомендации по развитию
коммуникативных навыков у детей с РАС
Предоставляйте ребенку положительную обратную связь
Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребенок попробует это снова.
Предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации
Если ребенок с РАС без труда получает все, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребенка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению. Можно располагать любимые игрушки, еду в таких местах, где ребенок сможет видеть их, но не сможет до них достать, например, на высокую полку. В качестве альтернативы можно поместить любимый предмет ребенка в контейнер, который ребенку трудно открыть, например, в банку из-под варенья или упаковку из-под мороженого. Это будет мотивировать ребенка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребенком.
Играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса»
К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, такие как надувание шарика, а затем его отпускание, чтобы он улетел в воздух, могут очень понравиться ребенку. Надуйте шарик наполовину и ждите реакции ребенка, прежде чем надувать его до конца – это простой способ поощрить общение между взрослым и ребенком. Аналогичного эффекта можно достичь с помощью мыльных пузырей – выдуйте несколько пузырей в сторону ребенка, и как только вам удастся привлечь его внимание, закройте контейнер с жидкостью и ждите реакции ребенка, прежде чем выдувать новые пузыри.
Давайте предметы постепенно
Если ребенок сразу получает все, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то еще. Если вы будете ограничивать количество еды/игрушек, которые вы даете ребенку, то у него появиться возможность выражать свои желания и потребности. Например, если ребенок хочет печенье, разломайте печенье на маленькие кусочки и дайте ему только один кусочек, а затем давайте ему еще, как только он сообщит о данном желании.
Пусть ребенок сам решает, когда прекращать то, или иное занятие
Если ребенок участвует в каком-то занятии со взрослым, продолжайте это занятие, пока ребенок сам не покажет, что его надо прекратить. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребенок оттолкнет от себя предметы для занятия. В этом случае ребенок был вынужден сообщить о том, что он готов прекратить занятие. Если ребенок не пользуется речью для того, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, «ну вот и все» и «хватит». Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребенка.
Говорите как можно меньше и медленнее
Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты – кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет», махание рукой при словах «привет» и «пока». Когда вы говорите с ребенком о других людях, например, «бабушка остается здесь», то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребенком.
Воспитатель Белостоцкая Г.Н.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПОВЫШЕННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ
У РЕБЕНКА С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ?»
Многие из нас, когда испытывают стресс или тревогу, говорят, что нужно «взять себя в руки». Почему мы так говорим? Какие чувства и ощущения в теле мы испытываем?
Приступы тревожности и страха могут случиться в любое время. Они влияют как на физиологическое, так и на психологическое состояние человека. Симптомы тревожности могут мешать ребенку сидеть на месте, слушать и учиться. Окружающим может казаться, что симптомы появились «ни с того, ни с сего», однако в реальности это может быть проявлениями тревожности, которую ребенок чувствует уже давно.
Необходимо помнить, что детям с аутизмом может быть очень трудно передать ощущения, связанные с тревожностью, с помощью слов. Им трудно выразить эмоции и чувства словами. Тем не менее, согласно Тэмпл Грандин: «Основная эмоция при аутизме — это страх».
Что может вызвать тревожность при аутизме?
Ситуации, которые вызывают сильную тревожность, зависят от конкретного человека. Какие повседневные стрессы чаще всего вызывают тревожность у людей с аутизмом?
Приведем примеры типичных источников стресса дома и в учреждении образования, которые предложил доктор Чак Эдингтон в своей в брошюре «Детские тревожные расстройства»:
1) Неструктурированное время. Периоды времени, которые не имеют конкретных правил и не посвящены определенному занятию, не связаны рамками или границами, могут вызывать очень большие проблемы. Примеры неструктурированного времени:
- ожидание автобуса;
- время до и после детского сада;
- переходы в течение дня (из одного места в другое, от человека к человеку, от занятия к занятию);
- обеденный перерыв;
- свободная деятельность;
- занятия по физической культуре;
- понимание того, что и когда нужно делать;
- необходимость разделить задание на отдельные шаги;
- графомоторные задания;
- самоорганизация;
- ответы на вопросы.
2) Сенсорные проблемы могут возникнуть практически в любое время и в любом месте. Независимо от того, испытывает ребенок тревожность или нет, проблемы сенсорной интеграции подрывают способность человека контролировать себя. К сенсорным ситуациям, которые могут вызвать тревожность, относятся:
- толпа – общие мероприятия в музыкальном или спортивном залах детского сада, экскурсии, поход в магазин и др.;
- пространство — открытое пространство, множество людей вокруг, слишком яркое освещение и др.;
- громкие звуки/шум;
- природные катаклизмы;
- запахи — во время приема пищи, туалете, от моющих средств, на рынках, запах духов;
- еда — внешний вид, текстура, вкус, запах, звуки во время еды;
- стрижка волос;
- стоматологическое или иное медицинское лечение;
- одежда — слишком обтягивающая, царапающая;
- чистка зубов.
3) Социальные ситуации и так сложны для людей с аутизмом, и даже простое ожидание социального мероприятия может усилить тревожность. Некоторые примеры таких ситуаций включают:
- неожиданные события – незапланированные социальные контакты;
- изменения привычного распорядка дня;
- приспособление личных интересов к требованиям детского сада или семьи;
- посещение общественных мест — концерты, пикники, детские площадки;
- общение с маленькими детьми (которые могут быть очень непредсказуемыми);
- необходимость инициировать разговор с другим человеком.
4) Домашние требования. Каждый день в детском саду ребенок старается сохранять контроль над собой, слушать и выполнять необходимые действия, потом он приходит домой и сталкиваться с новыми требованиями, что может усилить тревожность и нервное возбуждение.
Многие, казалось бы, безобидные и безопасные ситуации, которые встречаются каждый день, могут восприниматься ребенком с аутистическими нарушениями как угроза.
Каждый ребенок без исключения испытывает тревожность ежедневно. Интересно то, насколько разными могут быть проявления их тревожности. Некоторые начинают задавать один и тот же вопрос, другие постоянно перебивают, некоторые убегают и прячутся, другие начинают вести себя агрессивно. Каждый из них демонстрирует свою тревожность по-особенному, начиная от кусания ногтей и безудержной болтливостью.
Однако в один момент времени, необходимо более продолжительное исследование, чтобы подтвердить существование этих трехсторонних отношений. Например, Пелликано говорит, что неопределенность может способствовать сенсорной чувствительности, так как в неопределенной ситуации дети могут остро реагировать на все происходящее вокруг. Но возможна и обратная взаимосвязь, когда повышенная чувствительность к звукам или запахам, например, побуждает детей воспринимать окружающую среду как угрожающую.
Как помочь ребенку с аутистическими нарушениями справиться со страхами и тревожностью?
1. Подойдите к пугающей ситуации в игре.
Используйте любимых персонажей ребенка, используем особые интересы ребенка, чтобы поговорить с ним о пугающей ситуации. Например, можно использовать плюшевую игрушку Элмо из «Улицы Сезам», чтобы «проиграть» пугающую ситуацию. Если ребенок боится птиц, то в сценарии игры вы с ребенком можете отвести Элмо на воображаемое озеро. Затем кто-то из вас поднесет к нему игрушечную птицу. Элмо может закрыть глаза руками или убежать.
Очень важно, чтобы ребенок активно участвовал в этой истории. Поощряйте ребенка держать или передвигать Элмо и/или игрушечную птицу, чтобы проиграть всю сцену. Если он не готов к этому, попросите его показать, для начала, где птица, а где Элмо.
2. Помогите ребенку распознавать эмоции.
Одна из задач такого игрового подхода – помочь ребенку определять собственные эмоции. Этот процесс может быть достаточно простым — показать на картинку с испуганным Элмо, который видит птицу и сказать: «Элмо испугался». Как вы, вероятно, знаете, если ребенок невербален или минимально вербален, это еще не значит, что он не понимает язык.
Распознавание эмоций может быть важным первым шагом в разработке стратегий, которые помогут справиться с ситуацией. Когда персонаж моделирует тревожность, это помогает многим детям подумать о том, что их пугает – провести связь между ситуацией и чувством страха.
3. Придумайте успокаивающую фразу.
Повторение короткой успокаивающей фразы помогает многим детям с аутизмом столкнуться с пугающей ситуацией. Например, если ребенок преодолевает страх перед птицами, то это может быть фраза: «Птички наши друзья». Если же ребенок боится шума самолетов, то это может быть: «Самолеты классные».
Некоторые минимально вербальные дети могут повторить короткую фразу за взрослым. Некоторые будут повторять одну и ту же фразу или фразы снова и снова. Если у ребенка совсем нет устной речи, что фразу повторяет член семьи. Для некоторых детей очень важно слышать фразу, чтобы успокоиться.
4. Проиграйте воображаемый сценарий с новой фразой
Как только ребенок потренировался в определении страха у игрушечного персонажа, вы можете изменить сюжет истории. Вместо того, чтобы убежать, Элмо может подождать в воде и посмотреть, как птица улетит. Он может услышать крик птицы и сказать: «Ух ты, как громко!», оставаясь в воде. Затем взрослый и/или ребенок повторяют успокаивающую фразу.
5. Помогайте ребенку контактировать с ситуацией очень постепенно, медленно и безопасно
После проигрывания сценария с участием пугающей ситуации, животного или предмета, ребенок может быть готов к тому, чтобы просматривать видео с этой ситуацией. Для начала стоит проигрывать видео с выключенным звуком.
Это самый важный шаг в уменьшении симптомов тревожности. Очень важно помнить: ребенок должен сталкиваться с пугающей ситуацией очень постепенно, и при этом он должен получать утешение и поддержку.
Ни в коем случае нельзя забывать про постепенность. В течение первой недели ребенок может смотреть одно очень короткое видео без звука каждый день. На этой стадии очень важно хвалить ребенка и/или награждать его каждый раз, когда он просматривает видео. Наградой может быть любимое лакомство ребенка или любимое занятие.
Следующим шагом может быть просмотр видео с включенным, но очень тихим звуком, не забывая при этом об успокаивающей фразе.
6. Переход в реальный мир
Когда просмотр видео с пугающей ситуацией больше не вызывает никакой тревожности, следующий шаг – наблюдение за реальной птицей на расстоянии. В последующих ситуациях мы можем подходить чуть-чуть ближе. Финальным аккордом может стать поход в зоопарк или птичий заповедник, где можно рассмотреть птиц вблизи.
На примере работы со страхом птиц можно использовать аналогичные методы и приемы для уменьшения страха перед самыми разными предметами или ситуациями.
В каждом отдельном случае необходимо тщательно планировать каждый шаг в соответствии с потребностями ребенка.
Основной упор делается на то, что ребенок должен всегда чувствовать, что он контролирует ситуацию, и не должен испытывать слишком сильного страха.
Не менее важно, чтобы ребенок демонстрировал желание пробовать каждый последующий шаг. Цель в том, чтобы добиться «привыкания» у ребенка. Привыкание – это форма обучения, когда человек перестает реагировать на ситуацию после ее многократного повторения. В случае ситуаций, вызывающих тревожность, привыкание означает уменьшение страха при условии соответствующей поддержки.
Булова Г.И.
Консультация для родителей «Авторитет родителей — необходимое условие правильного воспитания детей»
Авторитет родителей в воспитании детей.
«Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих из вас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по совершенствованию и самовоспитанию.
Откуда же черпается авторитет родителей? Мамы и папы, которых их собственные дети не слушаются, склонны считать, что авторитет предоставляется природой. Они очень ошибаются! Существует множество примеров авторитета ложного.
Подавляющий авторитет. Если отец вечно дома рычит, постоянно сердитый, и при любом удобном и даже не удобном случае берется за ремень, на любой вопрос отвечает резкостью, каждую провинность подмечает каким-либо наказанием, это и является авторитетом подавления.
Авторитет на расстоянии.
Существуют и те родители, которые искренне считают: чтобы дети их слушались, необходимо поменьше разговаривать с ними, держаться подальше, только изредка проявляя себя в роли начальника.
Авторитет чванства.
Некоторые родители, которые занимают высокопоставленные должности, демонстрируют свою важность перед детьми. Они только лишь и делают, что заявляют о своих добродетелях, они относятся к другим людям очень высокомерно. Частенько случается, что сраженные подобным видом отца, дети начинают вести себя похожим образом.
Авторитет педантов.
В данном случае послушание детей, формируется так же через детскую любовь, но вызывается она не поцелуями и лаской, а мягкостью, добротой и уступчивостью родителей. И в такой семье очень скоро дети начинают командовать своими родителями. Родительское же подчинение открывает обширный простор для новых и новых капризов, желаний и требований.
Дружеский авторитет.
Если дружба достигает крайних пределов. Заканчивается воспитание и начинается обратный процесс: дети принимаются воспитывать родителей.
Авторитет взятки.
Это самый безнравственный авторитет, когда послушание просто покупается постоянными обещаниями и подарками. Можно выдавать премию за хорошее поведение, за выполнение какой-либо работы. Но и в таком случае родители как бы «заедают» жизнь ребенка непонятными установками и назидательными разговорами. Такие родители убеждены, что в наставлениях и заключается основная педагогическая мудрость. В чем должен заключаться истинный авторитет родителей?
Главной базой авторитета родителей, может быть только их работа и жизнь, их поведение и их лицо в обществе. Семья является сложным и ответственным делом. Родители возглавляют это дело и держат ответ за него, перед обществом и перед жизнью своих детей. Если родители поступают честно и рационально, если их цели прекрасны и значительны, и если сами они всегда отдают себе полный отчет в своих деяниях и поступках, это означает, что родительский авторитет у них, безусловно, есть и не нуждается ни в каких основаниях, тем более нет необходимости что-то искусственно выдумывать.
Прежде всего, необходимо придерживаться дисциплины в ваших распоряжениях.
1. Они не должны передаваться с раздражением, со злостью, при помощи крика, и не должны быть похожими на упрашивания.
2. Они должны являться для вашего ребенка посильными, не требующими от ребенка особенного напряжения.
3. Они не должны перечить здравому смыслу, т. е являться разумными.
4. Они не должны быть противоречивы, по отношению к другому важному заданию. Или просьбе другого родителя, что тоже не маловажно.
Ребенок не должен замечать того, что вы контролируете выполнение задания. Также у него не должно возникать даже малейших сомнений, что задание необходимо выполнить. В крайних случаях можно допустить небольшие способы наказания как: задержка каких-либо развлечений, запрет на выход к друзьям. Важно добиваться того, чтобы работа выполнялась, пусть даже в форме игры.
Памятка для родителей.
Авторитет родителей - основа воспитания.
Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.
Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.)
Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение «обещанного» необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок чувствует тонко.
Пинковская Х.В.
Трансформация ценностных ориентаций и мотивационных установок в семьях, воспитывающих детей с ОПФР
Когда родители не готовы принять ребенка с проблемами в развитии и испытывают стыд за это, они предпочитают скрывать факт наличия его в семье. Ценность такого ребенка открыто или подсознательно отвергается.
В том случае, если родители принимают ребенка таким, какой он есть, в их сознании возникает мотивация на оказание помощи ребенку, на преодоление тех недугов, которыми он страдает. Переживание чувства боли за ребенка, страх, возникающий перед его будущим, формируют в родителях мотивацию на поиск средств, позволяющих преодолевать проблемы ребенка, на адаптацию окружающей среды к его возможностям.
Вместе с тем, в тех семьях, где оба родителя любят своего ребенка, тоже возникают различного рода проблемы. Ребенок с ОПФР становится центром семьи. Но, создавая для ребенка лучшие условия для его развития, посвящая ему всю жизнь, родители забывают о себе и своих личных интересах. В случае подобной жертвенности, которая становится смыслом жизни для родителей, ребенок отчетливо чувствует это и начинает манипулировать своей болезнью, развивается эгоизм.
В зависимости от конституциональных черт личности родителей, характера и условий их собственного воспитания семья может как смириться с происходящим, а может и «по-своему» подойти к существующей проблеме. Так, если родители ребенка честолюбивы, гиперсоциальны и их главная жизненная ценность – успех, достижение высокого положения в обществе, то болезнь расценивается как «сорняк», мешающий развиваться ребенку, достигать успехов; ведущий мотив повышенной тревожности – собственное благополучие (социальный статус), так как неполноценность ребенка угрожает высокому положению родителей, несовместима с их амбициями и честолюбием. С одной стороны, такая позиция способствует активизации семьи в деле развития ребенка, родители строят далеко идущие планы для своих детей, стараются создать им ситуацию развития таким образом, чтобы они смогли достичь в будущем прочного положения в обществе, что заслуживает уважения. С другой стороны, эта стратегия, акцентируя внимание на развитии ребенка, основывается на собственных интересах престижности, а не на его реальных потребностях, что создает перекосы между интересами и реальными возможностями ребенка и уровнем требований к нему.
И только в семьях, где налажены конструктивные внутрисемейные отношения, может наблюдаться баланс между уровнем требований и возможностями ребенка, внимание обращено не на проблему, а на ребенка, его потребности в развитии, возможные пути их осуществления. Здесь болезнь ребенка воспринимается не как препятствие и ограничение, а как новое условие и другие возможности по сравнению с ожидаемыми и общепринятыми.
Т.В.Лесковская
Как найти «сильное» поощрение для ребёнка с аутистическими нарушениями?
Поощрения используются, чтобы помочь ребёнку следовать инструкциям, переходить к другой деятельности, выполнять задания, садиться за занятия и для поддержки самых разных видов поведения.
Выбор, отбор и тестирование поощрений требуют навыков, времени и терпения, но они всегда того стоят.
Одна из распространенных проблем – кто-то в жизни ребёнка дает ему то же самое поощрение «просто так». Например, дома у него есть ваза с его любимыми конфетками, и он может взять одну в любой момент. Очень маловероятно, что он будет выполнять задание ради такой же конфеты. В реальной жизни это происходит очень часто, поэтому крайне важно найти уникальное поощрение, которое не доступно для ребёнка в течение дня.
Вот некоторые из процедур, которые позволяют отобрать «сильные», эффективные поощрения:
Начните с наблюдения за ребёнком в различных ситуациях
В идеале нужно наблюдать за ребёнком в парке, в магазине, в гостях у бабушки, в классе/группе, на детском празднике и так далее. Обращайте внимание на то, к чему тянется ребёнок, что он трогает, на что смотрит продолжительное время, в какие моменты улыбается, какие предметы берёт. Скорее всего, со временем вы заметите те или иные закономерности, указывающие на то, что нравится ребёнку.
Поговорите с родителями и другими людьми из окружения ребёнка
Проведите беседу с родителями, педагогами и другими специалистами, братьями или сестрами и так далее. Задавайте конкретные вопросы о том, какие игрушки или занятия нравятся ребёнку. Старайтесь задавать открытые вопросы, например: «Какие фильмы любит смотреть Миша?», а не закрытые, вроде: «Миша любит смотреть фильмы?» В тех случаях, когда это возможно, поговорите с самим ребенком о том, что он любит.
Проанализируйте сенсорные предпочтения ребёнка
Обращайте внимание или спрашивайте о том, на что ребёнок любит смотреть, слушать, прикасаться или нюхать. Тестируйте поощрения, которые связаны с сенсорными ощущениями, к которым тяготеет ребёнок. Например, если он любит ощупывать предметы, то стоит предложить ему разные типы пластилина, кинестетического песка и тому подобного.
Протестируйте свои идеи
Как только у вас появилась идея о том, что нравится ребёнку, соберите несколько потенциальных поощрений вместе. Предлагайте ему несколько поощрений сразу и обращайте внимание на то, что он выбирает, либо предлагайте поощрения по очереди, и отмечайте, какое поощрение дольше сохраняет его внимание.
Помните, что постоянны только перемены
Возможно, это самое важное, что нужно запомнить. Со временем интересы будут меняться. Ведь ваши интересы тоже меняются, верно? Следуйте за ребёнком – он даст вам понять, когда нужно изменить поощрение. Если каждый день он хочет работать за доступ к батуту – замечательно. Но если завтра батут перестанет его интересовать, у вас должно быть наготове другое поощрение. Всегда держите при себе запас возможных и сильно отличающихся друг от друга поощрений. Если вы занимаетесь с ребёнком дома, то всегда приносите поощрения с собой – не пытайтесь использовать то, что лежит у него дома, и не просите родителей передавать поощрения из дома для занятий в школе/детском саду. Ребёнок и так видит эти предметы каждый день. Такие привычные поощрения годятся только для самых привычных и простых заданий. Сложные, незнакомые задания, особенно если у ребёнка «плохой день», потребуют чего-то большего.
Сделайте заначку «золотых поощрений»
«Золотые поощрения» - самые сильные поощрения. Используйте его во время самых сложных занятий, когда ребёнок недавно болел, не выспался или осваивает крайне трудный для него навык. Доставайте это поощрение только изредка. Не переборщите – вам важно сохранить очень высокий интерес к этому поощрению.
Как определить, какое поощрение является «золотым»? Вот несколько признаков:
Как только вы достаете этот предмет, ребёнок опрометью бросается к вам и пытается его взять.
Ребёнок просит предмет, когда он его не видит.
Сильно меняется выражение лица: появляется улыбка, широко раскрываются глаза, ребёнок пристально вглядывается в предмет.
Если вы покажете предмет на открытой ладони, а потом сожмете кулак, то ребёнок попытается разжать вам пальцы.
Когда приходит время вернуть поощрение, ребенок сопротивляется, плачет или становится агрессивным. Этот момент должен вас радовать – это значит, что он сильно заинтересован в этом предмете.
Ребёнок бросает другое поощрение и подходит к вам, если вы держите «золотое» поощрение.
Купрацевич В.В.
Развивающие игрушки для детей с нарушением зрения
Детство немыслимо без игр и игрушек. Маленький ребенок, приходя в сложный мир, познает его через окружающие вещи. Чем разнообразнее этот мир, тем больше ощущений испытывает малыш, учится сопоставлять их, реагировать на различные события. Игрушки это не просто развлечение. Это обучение, помогающее ребенку понимать и развивать свои ощущения. Поэтому выбор игрушек для любого ребенка не простая задача, особенно, если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями.
Восприятие мира по-другому
Частично слабовидящие или слепые дети воспринимаю мир другими органами чувств, им сложнее адаптироваться и понять всё, что их окружает. Им требуется дополнительное время и особая поддержка, чтобы развить те умения и навыки, которые значительно легче даются зрячим детям. Легко понять, что развивающие игрушки для слепых детей – первый и практический единственный помощник в стимулировании органов чувств.
Игрушки
Игрушки, которые предлагаем детям, должны соответствовать их интересам. Одни малыши любят подвижные игры, другие отдают предпочтение спокойному времяпрепровождению. Важно оценить пристрастия своего ребенка и предложить такую игрушку, которая позволит не только интересно проводить время, но и будет развивать необходимые жизненные навыки и способности.
Дети, которые не могут видеть, оценивают мир другими органами чувств.
Характеристика игрушек для слабовидящих детей
Развивающие игрушки должны быть различными по фактуре, размеру, весу, иметь другие различия в области тактильных ощущений. Хорошо, если на игрушках много кнопок, отверстий, выключателей, поворотных механизмов. Это позволяет ребенку учиться оценивать вид предметов путем их исследования. Различие фактур, например шероховатые, пушистые, скользящие и гладкие поверхности, позволят ребенку сопоставлять свойства предметов и отличать их только по прикосновению, не используя зрительные образы. Это очень важное умение для слабовидящих и слепых детей. Чем большее разнообразие ощущений вы предоставите ребенку при помощи игрушек, тем больше у него будет возможности быстро и правильно определять в дальнейшем окружающую его обстановку.
Игрушки маленьких размеров
С помощью составных игрушек, по типу пазлов, дети смогут оценить мелкие предметы как часть целого, более крупного предмета. Любые маленькие предметы, которые трудно брать пальцами, развивают у детей мелкую моторику рук. А это, как доказали ученые, стимулирует мозговую деятельность. Поэтому такие игрушки полезны не только обычным детям, они особенно помогут малышам с ограниченным зрением. Мелкие игрушки должны быть у детей любого возраста. Для самых маленьких подойдут игрушки, которые нельзя взять в рот или навредить себе. Хорошо, если на них будет мелкий рисунок, доступный для прощупывания или изменяющаяся форма. Они должны хорошо мыться, так как дети всегда тянут игрушку в рот. Детям с ограниченным зрением любого возраста лучше выбирать игрушки, сопоставимые с размером ребенка, иначе им тяжело составить целостный образ предмета.
Сюжетно-ролевые игры
Научат детей общению и дадут почувствовать уверенность в себе различные сюжетно-ролевые игры. Для этого необходимы герои – куклы, театральные игрушки, игрушечный интерьер детских комнат, посуда, мягкие игрушки.
Знакомство со сложным миром техники и физическими законами можно начинать с различных механических игрушек. Их нужно подбирать внимательно, чтобы управление не было слишком сложным, и слепой ребенок мог самостоятельно с ним справиться. Это могут быть автомобили, конструкторы, модели другой техники. Важно научить ребенка пользоваться такими игрушками, объяснять ему различия в их действиях, ведь он может получить описание этих предметов только из речи взрослых и собственных ощущений.
Не менее важным в развитии слепых детей считается способность различать звуки. Для этого подойдут любые игры, издающие звук при нажатии на кнопки или игрушки – повторяшки. Можно играть с ребенком вместе, научить его определять силу звука в зависимости от расстояния. Далеко – плохо слышно. Вы подходите ближе – слышно лучше. Это научит слепых детей правильно оценивать расстояние до предмета, лучше ориентироваться в пространстве. Это одна из важнейших проблем в развитии незрячих детей.
Игрушки для детей ярких цветов
Некоторые дети, несмотря на проблемы со зрением, способны различать свет и ощущать цвета. Поэтому им подойдут игрушки ярких расцветок, с использованием подсветки, мигающих лампочек. Такие эффекты позволяют активировать работу зрительных нервов, улучшают реакцию.
Для детей с особенностями зрения игрушка – один из способов, дающий представление об окружающих вещах. Поэтому при выборе игрушки нужно обязательно оценивать правильность ее пропорций, реальность формы, другие типичные признаки, характерные тому или другому предмету. Иначе правильно представление ребенка о таких вещах может быть нарушено.
Евлаш Т.И.
Шесть рецептов избавления от гнева
Содержание |
Пути выполнения |
1.Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно |
-Слушайте своего ребёнка; -проводите вместе с ним как можно больше времени; -делитесь с ним своим опытом; -рассказывайте ему о своём детстве, победах и неудачах; -если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте своё «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности |
2.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия |
-Отложите совместные дела с ребёнком; -старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения |
3.Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии |
-Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» |
4.В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить |
-Примите тёплую ванну, душ; -выпейте чаю; -послушайте любимую музыку - почитайте любимую книгу |
5.Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев |
-Не давайте ребёнку играть с теми вещами, которыми дорожите; -не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией |
6.К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее |
-Изучайте силы и возможности своего ребёнка; -если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте всё заранее |
Пинковская Х.В.
Развитие социальной интеграции детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития через занятия по продуктивной деятельности на примере лепки
Ребенку с тяжёлыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) необходимо научиться взаимодействовать с окружающим миром, ощущать себя нужным обществу, а значит быть социально значимым.
Одним из вариантов таких взаимодействий является преобразование материала с возможностью изменить его внутренние и внешние свойства для получения какого-то изделия, т. е. продуктивная деятельность. Для ребенка это полезно во многих отношениях. В процессе работы появляются новые возможности исследовать, изменить используемый материал, а значит найти со взрослым или сверстником общие интересы, успехи, эмоции для их достижений. Необходимо отметить, что для детей с эмоционально-волевыми проблемами затруднено общение из-за особенностей психического и физического здоровья. Более легким для них может оказаться не прямое, а опосредованное общение через какую-то совместную деятельность.
В качестве примера можно привести работу с пластическими материалами, из которых соленое тесто наиболее занимательно. При изменении его консистенции и структуры появляются новые возможности для исследования предложенного материала и способы взаимодействия с ним. Воспитанник долгое время изучает пластическую массу, трансформируя формы. И это вызывает сильные положительные эмоции, которых ребенку так не хватает. Ощущение успеха — хорошая мотивация продолжения занятий.
Рассмотрим этапы работы с пластическим материалом.
На первом этапе доминирует исследовательская деятельность, в процессе которой ребенок изучает свойства пластической массы, экспериментирует, получая неопределенные формы. Некоторые дети из-за страхов и гиперчувствительности боятся пачкать руки; для других, наоборот, это превращается в сильное влечение — они размазывают тесто по столу, пачкают себя и все вокруг, пробуют на вкус. В обоих случаях из-за отсутствия внутренней целостности ребенок не может правильно ощутить границу между собой и внешним миром, слишком отдаляя или приближая ее. Мы начинаем работать с тестом, наиболее приятным для рук по своей фактуре и консистенции. Если сразу не удается научить ребенка брать тесто в руки, можно отложить эту задачу, предложив ему пока действовать инструментами, например, делать на куске теста отпечатки штампами или скалкой. В последнем случае в процессе работы развивается орудийная деятельность — интересный способ взаимодействия с материалом, так как скалка соприкасается со всей ладонью и требует усилия при раскатке.
На втором этапе показываем ребенку варианты простейших предметов и показываем способы их изготовления. Это могут быть шарики разных величин, плоские геометрические формы. Важно при этом учесть предпочтение ребенка: кому-то нравится раскатывать тесто, а кому-то отрывать мелкие кусочки или делать оттиски. Поэтому педагог индивидуально подбирает определенную технику, включая характерный способ взаимодействия с тестом в общую схему изготовления предмета. Если ребенку это не интересно, предлагаем перейти к первому этапу, либо переключаем внимание на новый вид деятельности. Важно помочь ребенку выполнить поставленную задачу. Если ребенок хочет лепить очень сложную модель, например дом или жирафа, можно предложить сделать это в виде рельефа на плоскости. Есть инструменты, которые детям особенно нравятся, например, разнообразные валики и колесики для теста, бывают операции, на которые ребенок ярко эмоционально реагирует. Каким-то операциям ребенка можно научить, несколько видоизменяя его стереотипные движения. К ним относится раскатывание скалкой, набивание формы, создание рельефной поверхности при помощи стеков. Если ребенок может самостоятельно выполнять работу, роль педагога состоит в том, чтобы наполнять ее смыслом, делать эмоционально насыщенной. С таким ребенком можно обсудить, кто будет жить в слепленном им домике, кому мы его подарим.
Обычно на занятии дается общее задание, которое сохраняет за ребенком большую или меньшую свободу выбора. Например, мы можем предложить лепить сложную фигурку и каждый выберет понравившуюся ему деталь или способ ее изготовления. Для детей с ТМНР важно чувствовать поддержку взрослого, поэтому практически все операции выполняются сопряженным способом.
На занятиях лепкой основное внимание уделяется тому, в чем ребенок испытывает трудности. Если у него серьезные проблемы с моторикой, мы долго месим пластическую массу, при нарушениях пространственных представлений, занимаемся лепкой объемных фигур и т. п. Возможно, при этом ребенок не научится самостоятельно лепить кошек или собачек, но он поймет, где у воробья крылья и как расположить у кошки лапы, чтобы она твердо на них стояла. В дальнейшем обучении, при успешном освоении детьми базовых приёмов лепки, усилия направляются на использование и усовершенствование уже сформированных умений и навыков.
Таким образом, занятия лепкой — одним из видов предметно -практической деятельности оказывают помощь детям и подросткам с ТМНР приобрести определенные умения и навыки, способствуют развитию самостоятельности, уверенности в своих силах, развитию общения со сверстниками, что способствует успешной социальной интеграции.
Учитель Т.Лесковская
«Визуальное расписание для ребенка с РАС»
Визуализированное расписание — это один из важнейших составных компонентов структурированной среды, который сообщает ребенку с РАС, какие действия будут проводиться и в какой последовательности.
Визуализированные расписания важны по следующим причинам:
- Помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время учащегося.
- Помогают детям с языковыми проблемами понять требования педагога.
- Снижают уровень тревожности у детей с РАС и, следовательно, частоту поведенческих проблем посредством высокого уровня предсказуемости происходящего для ребенка.
- Расписания проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени, а также готовит ребенка к возможным изменениям.
Помогает самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.
Можно повысить мотивацию учащегося выполнить до конца менее привлекательные задания, «перемешая» их с более привлекательными для него видами деятельности, включенными в визуализированное расписание.
Визуализированное расписание использует стратегию «сначала- потом», т.е. «сначала ты делаешь ___, затем ты делаешь ___» (но не «если-тогда»). Такая стратегия позволяет при необходимости изменить то, что ожидается от ребенка «сначала» (упражнение, вид деятельности, задание).
Визуальное расписание необходимо заранее подготавливать на целый день. Задача - подводить ребенка к расписанию и показывать последовательность мероприятий дня. Можно делать фото расписания и показывать его ребенку перед началом мероприятия и после завершения, таким образом постепенно приучая его самостоятельно пользоваться расписанием.
К визуальному расписанию нужно относиться, как к своего рода постоянному вспомогательному техническому средству. Его нельзя считать «костылями», от использования которых можно со временем отказаться. Для ребенка с РАС постоянное использование визуализированного расписания является очень важным навыком, т.к. оно способно помочь ему снизить зависимость от других людей на протяжении жизни — в садике, в школе, дома, в обществе.
Разработка визуального расписания
Расписание должно быть организовано в формате «сверху вниз» или «слева направо», а также в него должна быть заложена для ребенка возможность отметить, что определенный вид деятельности закончен.
Пример: вычеркнуть или пометить задание как выполненное, переместить карточку с заданием в конверт или коробку «выполненное», провести линию, отделяющую выполненное от не выполненного и т.п.
- В каждый конкретный момент времени перед ребенком должны быть представлены два пункта расписания, чтобы он постепенно понял, что виды деятельности следуют друг за другом, а не каждый сам по себе.
- Для визуализации расписания можно использовать множество различных форматов в зависимости от индивидуальных потребностей конкретного ребенка.
Пример: расписание может состоять из отдельных объектов, может представлять собой скрепленные между собой листки с обозначением видов деятельности, папку с файлами, доску, с которой можно стереть выполненное задание, липкую ленту по краю стола с прикрепленными в определенной последовательности карточками с видами деятельности и т.п.
Можно использовать различные системы обозначений видов деятельности: реальные объекты, фотографии, картинки в реалистическом стиле.
Использование визуальных правил поведения способствует формированию навыков поведения в как дома, так и в общественных местах.
«Основные правила при проведении
дальних прогулок для детей с РАС»
Покидая пределы квартиры, ребенок с РАС оказывается «на враждебной
территории», необходимо помочь ему:
■ шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт;
■ постепенно обживать новые участки пространства;
■ в общении с другими детьми; ■ научиться выбирать в магазине продукты;
■ осваивать новые маршруты, разнообразить их.
Гуляя на улице, описывайте все, что видите по дороге, причем делайте это
многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание. Если ваш малыш достаточно подрос, отправляйтесь с ним на почту, в аптеку, кинотеатр. Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Может возникать острая реакция - плачь, метание с криками просьбой вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоится. Не укоряйте ребенка за такое его поведение, чтобы не укрепить возникший страх. Действуйте по ситуации: остановитесь, поглядите по сторонам, поговорите, а затем продолжите дальше путь или вернитесь домой.
Основные правила при проведении дальних прогулок:
1. осваивайте пространство постепенно;
2. готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет;
3. места для посещения выбирайте осторожно, для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей;
4. посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые, поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке;
5. действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по разному: так в любой момент он захочет уединиться - найдите такое место, где можно передохнуть, а если ребенок захочет вернуться домой - не противьтесь, избегайте давления, иначе в следующий раз будет сопротивляться отправиться в путешествие;
6. дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру.
Правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнуть лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.
Воспитатель Белостоцкая Г.Н.
Как написать социальную историю о дне рождения?
Социальные истории описывают событие или ситуацию, в том числе, объясняют обстоятельства, точку зрения других людей и то, какое поведение ожидается от ребенка. Наиболее эффективны самые индивидуальные социальные истории. Обычно они пишутся от первого лица, с точки зрения самого ребенка. Очень часто история дополняется изображениями или фотографиями реальных людей, которые будут участвовать в событии.
Социальные истории могут быть очень полезны для того, чтобы помочь ребенку с аутизмом подготовиться к нестандартной ситуации, например, к вечеринке в честь его дня рождения. После написания социальную историю нужно зачитывать ребенку каждый день – столько раз, сколько нужно, чтобы он полностью понял все, что его ожидает.
Если Вашему ребенку предстоит праздник в честь дня рождения или по другому поводу, подумайте о том, чтобы написать свою собственную социальную историю. Используйте пиктограммы, фотографии из Интернета или фотографии со дня рождения в прошлом году.
Идеи для социальной истории про день рождения:
Опишите, что будет происходить до праздника. (Например, ребенку нужно будет надеть праздничную одежду? Вы будете делать уборку дома, может быть, уберете его игрушки? Или вы поедете к месту проведения праздника? На каком транспорте и как долго займет поездка?)
Опишите место, где будет проходить праздник. (Если ребенок уже был там, во время праздника будут отличия? Например, там будут украшения или запрет куда-то идти?).
Опишите порядок событий во время праздника. Лучше всего запланировать какое-нибудь очень простое занятие, пока вы ждете, когда соберутся все гости, и у вас должен быть конкретный план на весь праздник. Желательно подготовить визуальное расписание, которое соответствует этапам, описанным в истории.
Если во время вечеринки будет праздничный стол или торт, опишите, когда именно это произойдет, и чего можно ожидать. Будут ли все петь «С днем рождения» или другую песню? Будет ли ребенок задувать свечи? Так же подготовьте ребенка к тому, что в этот момент другие люди могут аплодировать.
Опишите, какого поведения Вы ожидаете от ребенка. Например: «Я буду играть по очереди с другими детьми» или «Это ничего, если я не выиграю».
Если ребенок будет открывать подарки на празднике (иногда лучше полностью этого избежать, даже с нормотипично развивающимися детьми), то убедитесь, что ребенок готов открыть подарок, который ему не понравится, и говорить всем «спасибо». Дайте ребенку понять, что другие дети могут захотеть посмотреть его подарки, и это нормально.
Опишите, что ребенок может сделать, если он почувствует перегрузку. Например: «Я скажу моей маме, что мне нужен перерыв, и пойду в (заранее определенное место для разгрузки)».
Упомяните, если в месте праздника могут быть звуки, предметы или другие факторы, которые обычно пугают ребенка. Например, некоторые дети боятся воздушных шариков, так как их пугает звук, если они лопаются.
Весёлого праздника!
Воспитатель Булова Г.И.
«Микроклимат в семье и воспитании ребенка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях»
Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. И это вполне нормальное явление. Убеждение, что в благополучной семье нет места размолвкам и ссорам - ошибочно, потому что семья - это активная система, которая состоит из индивидуальностей, поэтому возникновение конфликтов между ними неизбежно. С помощью ссор люди решают проблемы семьи и, если выяснение отношений не заключается в личных нападках, вполне вероятно конструктивное решение проблем, снятие психологического напряжения, поддержка друг друга, а также стабилизация внутрисемейных отношений.
К сожалению, при возникновении конфликтов внутри семьи больше всех страдают именно дети. Они ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для маленьких детей внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.
Любые конфликты, которые возникают в семье между супругами на глазах у ребёнка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний.
Решать, кто прав: папа или мама, выбирать, оценивать и, более того, становиться на чью-либо сторону - ситуация поистине драматическая! С опытом ребёнка, с его ограниченным знанием жизни и людей разбираться в семейных конфликтах - непосильное психическое бремя. Вот почему дружелюбные, спокойные взаимоотношения в семье - обязательное условие нормального развития личности ребёнка.
Отрицательный опыт конфликтной семьи достаточно многоплановый. Вот только некоторые аспекты выражения негативного опыта конфликтной семейной обстановки для формирующегося сознания ребенка:
- Общая нервозность при развитии ребенка в противоречивых условиях взаимоотношений матери и отца.
- Нарушение духовного равновесия в семье ведет к психологической патологии у развивающегося ребенка.
- Увеличивается риск бесконтрольного поведения ребенка, так как для ребенка падает родительский авторитет.
- Ребенком хуже усваиваются моральные и общекультурные ценности.
- Повышается вероятность формирования негативного чувства по отношению к тому или иному полу, в зависимости от симпатий ребенка к одному из родителей.
Конфликтные отношения в семье, недовольство родителей самими собой – всё это отражается на ребёнке, так или иначе нанося ему психические травмы, которые, безусловно, скажутся на его характере. У ребёнка может возникнуть ощущение отчуждённости, отвергнутости, неприкаянности, заброшенности.
Это в человеческой природе – бывать в плохом настроении, иметь в семье различные (иногда конфликтующие) точки зрения, испытывать неуместный гнев. И, в сущности, невозможно жить, все время, помня о том, что дети анализируют каждое наше движение. Что важно, так это после ссоры в присутствии детей извиниться друг перед другом и помириться в их же присутствии, давая им, таким образом, пример, как надо выходить из конфликта. Не случайные ссоры, а общая модель поведения супругов больше всего влияет на детей.
Что делать, если ребенок стал свидетелем конфликта между родителями?
- Старайтесь «сдерживаться» в присутствии детей. Сдерживайте желание обзывать мужа/жену, оскорблять, если не хотите, чтобы дети потом это повторяли. Чтобы этого добиться, нужна практика – и в плохой день это иногда просто невозможно! Но попытаться стоит!
- Покажите, что вы себя уважаете, поэтому говорите спокойно, но уверенно в момент ссоры.
- Не забудьте сказать вашим детям, что конфликт, при котором они присутствовали, исчерпан. Неразрешенные конфликты могут весьма травмировать психику детей.
- Подумайте дважды, прежде чем отрицать, что что-то не в порядке, если вас об этом спрашивает ребенок. Дети часто чувствуют «напряжение в воздухе», даже если им говорят, что все в порядке. Некоторые родители с самыми благими намерениями стараются «прятать» от детей все конфликты, чтобы не травмировать их. Однако это может лишить детей возможности наблюдать, как развиваются отношения, и учиться тому, что все должны участвовать в решении проблем. У многих детей чувство своей безопасности рождается из знания, что родители сумеют решить все проблемы, даже если они и не всегда согласны с этим решением.
- Старайтесь, чтобы ваши объяснения были простыми. Дети могут считать себя виноватыми в том, что вы сердитесь, если истинную причину вашего гнева вы не объяснили им.
- Говорите своим детям, что любые чувства имеют право на существование (но добавьте, что это не означает, что любое поведение имеет такое право). Затем покажите им, что вы имеете в виду, поощряя их выразить собственные чувства. Пусть ваши дети слышат, что у вас был напряженный день. Пусть они видят, как вы успокаиваете мужа после трудного рабочего дня. Дети должны понять, что дом - это безопасное место и что плохие чувства бывают у всех.
Хотя время от времени ссоры в присутствии детей обязательно происходят, и это не очень хорошо, но, с другой стороны, такие ссоры дают детям возможность увидеть, что даже когда гнев и обида открыто проявляются, семья может решить проблемы и восстановить чувство любви.
Х.В.Пинковская
Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Игра "Прокати шарик"
Цель: учить ребенка брать и удерживать шарик в руке.
Оборудование: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.
Ход игры : взрослый показывает, как брать и класть шарики на верхний конец желоба, обращает внимание ребенка, что шарики скатываются в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия взрослого
Игра "Выбей шарик"
Цель: развивать у ребенка соотносящие действия, учить выполнять задания, подражая взрослому.
Оборудование: игрушка лоток с цветными шариками и молоточком.
Ход игры : взрослый показывает ребенку игрушку, ударяет молотком по шарику, при этом обращает внимание ребенка на выкатывающийся из отверстия шарик. Побуждает ребенка к самостоятельным действия
Игра "Посадим грибы"
Цель: формировать соотносящие действия.
Оборудование: основа – полянка со штырьками, грибы.
Ход игры : взрослый показывает ребенку полянку и грибы, говорит: «Давай их посадим». Ребенок повторяет это действие по подражанию. Если он затрудняется, используются совместные действия.
• Сенсорная коробка - емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.
• Тематически сенсорные коробки могут быть самыми разнообразными, Например, наполненная землей песочница с грузовиками – про транспорт и строительство, лед с белыми медведями – Антарктида, свежая трава и животные – ферма, цветы и бабочки с божьими коровками – насекомые. Это игрушка универсальная, которая дает возможность детям экспериментировать
Игра "Что в коробочке?"
Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия; формировать согласованность действий обеих рук.
Оборудование: две разные коробочки по величине или форме с закрывающимися крышками, игрушки (колокольчик, бусы, логомаракас, логопуговицы)
1 вариант
Ход игры : Взрослый показывает ребенку коробку, трясет ее, обращает его внимание на то, что в ней что-то лежит, побуждает его открыть коробку, достать игрушку, при этом взрослый обыгрывает игрушку. В случае необходимости взрослый действует совместно с ребенком. Аналогично проходит игра со второй коробкой.
2 вариант
Ход игры : Взрослый показывает ребенку сразу две коробки. Побуждает снять с них крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими коробками. Затем просит положить (спрятать) в коробки игрушки, помогая ребенку сделать правильный выбор: обводит рукой по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крышку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, взрослый говорит: "Правильно, ты закрыл круглую коробку круглой крышкой".
3 вариант
Ход игры:
Ребенок закрывает коробочки разной величины. Игра проводится так же, как и в первом варианте.
Учитель-дефектолог Хомец В.Н.
Значение сюжетно-ролевой игры в освоении «социальной роли»
Во все времена игра для ребёнка была ведущим видом деятельности. Практически все, чем занимаются дети, на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой. Исследователи отмечают ценность игры, указывают на ее значение в формировании социального поведения, освоения «социальных ролей», самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности. Они позволяют в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главенствующую роль творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, там, где ему хочется быть, он – участник интересных и привлекательных событий.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности ребёнка, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми и др., что отражается на его общем развитии, общении со взрослыми и сверстниками.
Игры, которые создаются самими детьми, называются творческими или сюжетно-ролевыми.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Для удачной игры необходимо соблюдать следующие условия:
1. При выборе темы всем вместе договариваться о будущей игре. Пусть каждый предложит тему игры. Из всех предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то из детей не соглашается с остальными ребятами, надо объяснять ему, что нужно согласиться, иначе игра не получится. В следующий раз, возможно, будет принято именно его предложение как наиболее интересное.
2. При распределении ролей следует помнить, что главные роли выполняются по очереди. Пользоваться считалкой при распределении ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить, чтобы очерёдность не нарушалась. Быть доброжелательным при выборе товарища на роль, которая нравится тебе. Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает правило, поступает нечестно, объяснять ему, что нужно играть по очереди.
3. При обсуждении хода игры (сюжета) следует внимательно выслушивать всех участников. Принимать наиболее интересное предложение. Если кто-либо из детей не соглашается с остальными и настаивает на своём предложении, объяснить ему правило выбора сюжета.
4. Воспитывать умение самостоятельно решать конфликты. Дети должны быть справедливыми в игре, соблюдать её правила. Если произошла ссора, нужно выяснить, кто нарушил правило, и предложить ему уступить в споре, потому что он не прав.
5. В ситуации нарушения обще социальных норм поведения, надо обратить внимание на необходимость соблюдения всех правил. Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.
Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра учит нас:
- говорить с ребёнком на его языке;
- преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
- любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем научить детей:
- смотреть на себя со стороны глазами других людей;
- предвидеть стратегию ролевого поведения;
- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:
- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
- доверять друг другу.
Учитель Лесковская Т.В..